Содержание:
Наш мозг заточен для того, чтобы распространять ложь в интернете
Новое исследование, проведенное в MIT показало, что фальшивые новости распространяются лучше, чем правда.
Социальные сети позволяют нам получать доступ к новостям в режиме реального времени, но именно это позволяет быстро и легко распространять ложную информацию.
Новое исследование, опубликованное на этой неделе в Science, говорит о том, что любая дезинформация, случайная или намеренная, распространяется гораздо быстрее, чем правдивая новость.
Но с точки зрения психологии, это совершенно не удивительно. Это свойство лжи основывается на одной из самых больших слабостей человека.Поскольку большинство людей, получающих информацию из социальных сетей, не задумываются о том, из каких источников она к ним поступает.
Исследование
Исследователи — Соруш Восауи, Деб Рой и Синан Араль из медиа-лаборатории Массачусетского технологического института — не просто изучали источники, из которых возникали фальшивые новости, а просматривали “каскад слухов”, или все твиты, содержащие часть информации (тексты, фотографии, ссылки на статьи), которые якобы являются настоящими новостями. И здесь мы должны предостеречь: это исследование ни в коей мере не оценивает нашу способность определять абсурдность и лживость новостей. Твит с ложной информации — это не тоже самое, что новостная статья полная лжи. Но распространение подобной информации довольно опасно, ведь любая фальшивая новость становится горячей темой.
Каскады слухов
Вернемся к методологии исследования: каждая новость, взятая для изучения считалась слухом, каждый раз, когда его независимо друг от друга передавали как новость — считалось каскадом слухов. Каскад может быть одноступенчатым, если новость ретвитнул лишь один человек, или многоступенчатым, если одну и ту же новость ретвитнуло, например, 1000 человек.
Изучая данные в Твиттере с 2006 по 2017 год, команда MIT обнаружила около 126 000 каскадов, распространенных примерно 3 миллионами человек более 4,5 миллионов раз. Затем ученые проверяли достоверность источников (на сайтах snopes.com, politifact.com, factcheck.org, truthorfiction.com, hoax-slayer.com и urbanlegends.about.com) и подсчитали, насколько быстро и сильно раздувался тот или иной слух.
Результат исследования
Согласно их анализу, вероятность ретвита ложной информации на 70% больше, чем правдивой новости. Они пришли к выводу, что «во всех категориях информации ложь распространялась значительно дальше, быстрее и на более широкую аудиторию, чем правда». Самый сильный эффект наблюдается в сфере политических новостей. При этом общее количество ложных политических слухов достигало максимума в 2013, 2015 и в конце 2016 года, что соответствует последним президентским выборам в США.
И если вы подумали, что это все дело рук ботов, исследователи использовали программное обеспечение, чтобы отсеять их работу. Более того, найдя пару фальшивых аккаунтов, ученые поняли, что боты распространяли как ложную, так и правдивую информацию. А вот люди гораздо более заинтересованы в распространении фальшивых новостей. Твиттер аккаунты с большим количеством подписчиков тоже не виноваты в таком положении дел. Исследователи из MIT обнаружили, что твиты с ложной информацией больше исходят от пользователей с небольшим количеством подписок и подписчиков. Изучив то, как написаны самые популярные твиты с фальшивыми новостями, ученые поняли, что основной эффект добивается за счет новизны информации и ее эмоциональной подачи.
Опять же, это исследование не утверждает, что мы оказались в бесконечном потоке дезинформации.
Почему мы верим лжи?
Действительно, то, что нас привлекает ложная информация, далеко не удивительно. Ведь наш мозг скорее поверит фактам, которые соответствуют нашей системе убеждений.
Наши умы подвержены когнитивным искажениям, то что мы чаще всего не думаем рационально, возможно, является следствием эволюции. Решения должны были приниматься достаточно быстро, чтобы ты не оказался съеденным.
- Нам кажется, что прошлое было лучше, чем на самом деле.
- Мы начинаем верить в вещи, которые повторяем большое количество раз.
- Мы позволяем новым событиям менять наши воспоминания.
- И наша любовь к лжи идет из склонности к подтверждению своей точки зрения.
Чаще всего человек не захочет распространять информацию, в правдивости которой он не уверен, однако, слухи начинают распространяться, как только человек понимает «хм, мне кажется, в этом есть смысл».
К сожалению, наш разум имеет свойство подгонять новую информацию под то, что мы уже знаем и считаем истиной. Это могло привести на с к тому, что мы бы отвергли идею изменения климата, как абсолютно неверную, или побуждало бы нас выбирать подтверждения (или опровержений) того, что глобальное потепление происходит само по себе, независимо от действий людей. Наш мозг настолько хочет найти подтверждение тому, что он уже считает истиной, что хватается за заманчивую возможность выдать желаемое за действительность. И даже если вы “не такой человек”, признайтесь, хотя бы раз вы передавали ложную информацию, потому что у вас проскакивала мысль “я так и знал!”.
Мы также любим искать тайное, там, где его нет, что позволяет развить идеи о теории заговора в Twitter и в других социальных сетях.
Исследователи Массачусетского технологического института считают, что основным фактором восприятия является неожиданность. Мы выдумываем, используя левое полушарие мозга, (учитывая, как события реального мира имеют тенденцию развиваться линейным образом, то это влияет на наше восприятие), именно поэтому мы более возбуждены и желание распространять ложные данные больше. Многие говорят, что нынешнее информационное поле становится все более непредсказуемым, а значит у обманщиков будет больше возможностей распространять слухи и фейковые новости.
Как отсеивать фейковую информацию?
Единственный способ отсеивать ложь, особенно если инженеры, возглавляющие популярные социальные сети, так и не смогут защитить нас от распространения фальшивой информации, это заставлять наш мозг работать. Возможно мы устроены просто, но стоит только делать паузу перед тем как ретвитить, и использовать это время на оценку абсурдности новости или проверку ее истинности в других источниках, и тогда мы повысим уровень нашей осознанности. Другое исследование показало, что людям сложнее отсеивать ложную информацию, если их новостная лента переполнена, и на оценку правдивости уходит слишком много времени.
Возможно, рано или поздно разработчики и руководители социальных сетей поймут, что можно с этим сделать.