Уважаемый читатель, перед вами длинная статья, написанная бизнес тренером и блогером Джоном Казинс. В ней автор размышляет о том, что предпринимательство это креативный процесс. А так же рассказывает как развить творческое мышление и применят его в бизнесе и переговорах.
Содержание:
Приятного чтения!
Ведение переговоров — процесс творческий.
Чтобы разрешить конфликт и прийти к соглашению, выгодному обеим сторонам, необходимо мыслить креативно. Творческое мышление — это навык, который можно развивать и улучшать. Не стоит думать, что творчество важно только для художников и музыкантов.
Коммерческие предприятия стремятся производить продукты и оказывать услуги, привлекающие потребителей и имеющие для них ценность. Для того, чтобы изобретать новое и внедрять инновации, нужны новые нестандартные идеи. Во время ведения бизнеса приходится решать проблемы и преодолевать препятствия. А любое решение проблемы начинается с идеи. Все перечисленное относится к креативной деятельности.
* * *
Обычно считается, что креативность — это врожденное качество, талант определенных людей: то есть человек рождается либо способным на творчество, либо нет. Сама природа творчества представляется чем-то таинственным, а креативный процесс — непонятным шаманством.
Представьте одинокого гения, который неожиданно переживает озарение, и в его голове возникает нечто совершенно новое. Звучит очень романтично, однако на самом деле творчество — это не озарение, а синтез. Процесс, во время которого существующие идеи комбинируются между собой неожиданным образом. И этому можно научиться, выработать и развить в себе этот навык.
Именно процесс соединения известных идей и достижений таким способом, какого раньше не существовало, и называется творчеством. Это одна из форм системного мышления, при котором распознаются и создаются определенные шаблоны. Образцы, работающие в какой-либо сфере, применяются в совершенно иной области. Таким образом, во время творчества идеи и концепции рассматриваются в качестве сырого исходного материала, из которого создаются уже новые идеи.
Нестандартное мышление
Сэр Исаак Ньютон изобрел интегральное и дифференциальное исчисление. И эти идеи перевернули мир. Он говорил:
«Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
Одно из условий креативности — не утрачивать любопытства, усваивать информацию из разнообразных источников. Творчество предполагает два варианта: либо вы совмещаете, казалось бы, несовместимое; либо применяете какую-либо идею в неожиданной области. В этом и состоит сущность нестандартного мышления.
Концепция нестандартного мышления тесно связана с креативностью и процессом решения проблем. Сформулировал эту концепцию Эдвард де Боно много писал о ней, начиная с 1960-х годов.
Нестандартное мышление — это подход к творчеству и решению проблем, противоположный процессу пошаговой логики.
В нынешнем мире многие новейшие технологии и платформы можно переосмыслить и организовать непривычным образом. Достаточно подумать о них нестандартно, представить, каким образом их можно применить для решения проблем — это и есть практическая стратегия, двигающая инновации и изобретения.
Креативность — это способность комбинировать что-либо необычными способами. Артур Кёстлер обозначал эту комбинаторную сущность творчества термином «бисоциация».
Стандартные навыки мышления действуют только на одном мыслительном уровне. Креативное мышление охватывает два и более мыслительных уровня, которые ранее не взаимодействовали между собой. Кроме того, оно требует работы воображения.
Так работает и юмор: две несвязанные вещи объединяются тем способом, какого никто не ожидал. В искусстве, науке и бизнесе креативность действует по такому же принципу.
«Юмор — безусловно, самый значительный процесс, происходящий в человеческом мозге»
~Эдвард де Боно.
Креативность и развитие творческих способностей не являются уделом только людей искусства. Способность добиться успеха напрямую зависит от способности понимать и применять принципы творческого мышления.
Во всех сферах бизнеса крайне необходим творческий подход. Разрешение конфликтов, преодоление проблем — все это требует креативности. Творческое мышление используется в маркетинге, брендинге, рекламе.
Мозговой штурм при планировании предстоящих переговоров также основывается на креативном подходе. Непрерывное улучшение качества товаров и услуг — это тоже творчество. Заключение сделок — творческий акт. Лидерство — это искусство и требует творческой жилки. Ведение бизнеса — творчество в чистом виде.
Сущность креативности — в комбинировании
А инновации основываются на совместной деятельности. Если требуется разработать творческое решение или прийти к идее, задача каждого руководителя — сформировать группу людей, которые вместе будут трудиться над задачей. Потребуются специалисты из разных областей с разным уровнем компетенции, они будут вкладываться в достижение результата, который пока не известен. Неважно, откуда проистекает идея — нужно подобрать для нее то окружение, в котором она сможет раскрыться и дать плоды.
Идеи могут появиться из ниоткуда. Творчество требует смирения: на рождение новых решений способны не только руководящие лица и заслуженные работники компании. Даже наоборот: длительный опыт в какой-либо сфере мешает творческому мышлению, ограничивает его, ведь «это всегда делалось так, а не иначе». Следует поощрять всех членов коллектива к созданию идей: вам понадобится все, что люди смогут придумать.
Кроме того, следует создавать творческую среду. Дэвид Огилви, «отец рекламы», давал совет:
«Убивайте мрачность смехом. Поддерживайте неформальную атмосферу. Поощряйте энергичность. Избавляйтесь от угрюмых личностей, которые распространяют уныние».
В управлении и лидерстве существует напряжение между действием и наблюдением. Умение убеждать — важное качество каждого руководителя. Но не менее важно размышлять и обдумывать стратегию поведения, а это требует времени и созерцания. Вдумчивость и дисциплинированность. Не позволят начать действовать сразу же и тем самым навредить процессу глубоких размышлений.
У Джона Клиза, известного по шоу «Монти Пайтон», есть замечательная лекция о креативности. Ее, несомненно, стоит послушать.
В самом начале Клиз рассказывает забавную историю о том, что однажды он потерял часть своих записей. Ему пришлось восстанавливать их по памяти, и они вышли лучше прежнего. Урок здесь в том, что всегда нужно дать идее время «отлежаться», чтобы подсознание могло хорошенько над ней поработать. «Я совсем не обдумывал те записи, которые сделал по памяти, как же вышло, что они оказались лучше оригинала?» — говорит Джон Клиз.
Он продолжает развивать мысль:
«Мне пришло в голову, что с того момента, как я написал скетч, над ним работало мое подсознание и совершенствовало его. Я увидел, что лучшие мои задумки стали результатом подсознательного мышления, когда я напрямую не уделял им внимания. И я не имею в виду фрейдистское «бессознательное», я говорю об интеллектуальном бессознательном. Мы не можем его контролировать, но нам под силу сформировать обстоятельства, в которых легче будет с ним взаимодействовать».
Джон Клиз признает, что идеи и прорывы просачиваются из глубинных отделов нашего мозга. Затем он рассказывает о двух ключевых качествах творческого человека, которые он выявил, изучая креативность у архитекторов:
«…творческие архитекторы умели играть. Они были способны полностью погружаться в проблему — как дети, когда они чем-то увлекаются с головой. Второе ключевое качество заключалось в том, что они как можно дольше откладывали принятие решения. Это удивительно».
«Если вам нужно прийти к какому-то решению, что за главный вопрос нужно себе задать? Я думаю, это «Когда именно нужно решить?». Если у нас есть неразрешенная проблема, мы обычно чувствуем себя неуютно, хотим поскорее с ней разобраться. Креативные архитекторы обладают иммунитетом к этому дискомфорту».
«Почему эти два качества настолько важны? Способность играть необходима, так как, ведя себя как играющее дитя, мы становимся ближе к подсознанию. А оттягивать принятие решения важно, потому что тогда у подсознания хватит времени обработать и решить проблему».
Джон Клиз рассуждает о двух подходах к мышлению: рациональном и игровом.
Гай Клакстон, автор книги «Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса», утверждал, что существуют два вида мышления. Одно из них основывается на рассуждениях и логике. Второй — более бесцельный, игровой, неторопливый и мечтательный. Во втором режиме мы обдумываем вещи, не стараемся прицельно решить проблему, а медитативно взвешиваем ее.
Позволить своему разуму бродить свободно — это не роскошь, а необходимость. Разум черепахи важен так же, как и мозг зайца.
Клиз объясняет, что мозг зайца любит ясность. Ему нравится, когда все объясняется максимально прямо и просто. Разуму черепахи ясность не нужна: он не задумывается о том, в какой момент все объяснится. Подсознание говорит на языке образов.
Это значит, что часто творческий процесс сбивает с толку: вы не знаете, где находитесь и куда направляетесь. Нужно научиться терпеть это ощущение и как можно дольше оттягивать окончательное решение.
Если у вас есть какой-то вопрос, вы, скорее всего, заинтересованы в нем, поэтому не будете торопиться, обдумывая его «разумом черепахи». Кроме того, мозг зайца недооценивает значение восприятия. А ведь эмоциональное состояние человека напрямую влияет на то, как он воспринимает мир. Вы узнаете больше, если будете расслабленными и одновременно сосредоточенными.
Как подключиться к разуму черепахи.
Затем в своей лекции Джон Клиз рассказывает, как подключиться к разуму черепахи.
«Враги разума черепахи — беспокойство и ненужные отвлекающие факторы. В тот момент, когда вы начинаете нервничать или вас прерывают, вы возвращаетесь в мозг зайца».
Клиз советует найти то место, где вас не побеспокоят минимум час, так как мысли должны сначала успокоиться. Следует установить границы и в пространстве, и во времени. Идеи — нежные создания, и им необходим определенный срок, чтобы появиться.
Когда вам нужно проявить креативность, не позволяйте критическому мышлению включаться в процесс сразу же. Пусть идеи сначала появятся, посмотрите на них, а уже затем возвращайтесь в мозг зайца, чтобы их оценить. Потому что вовсе не каждая идея окажется ценной.
И помните, что креативность — это не собственность какого-то мифического «творческого сословия». Это то, что требуется каждому из нас, что мы должны развивать и улучшать, чтобы качественнее вести переговоры и принимать правильные решения, основываясь на более убедительных точках зрения.