Как делать проекты учитывая рабочую память

Проектирование для рабочей памяти

Ёмкость рабочей памяти пользователя — примерно 4 единицы информации. И какую часть этого занимает ваш проект?

Дизайнеры знают, что продукты их проектирования должны снижать мыслительную нагрузку. Считается, что лучший дизайн — «невидимый» (максимально естественное взаимодействие с пользователем). Какими физиологическими и психологическими причинами это объясняется? Намного проще ответить на этот вопрос, если прежде всего разобраться, что такое рабочая память.

Понятие рабочей памяти

Именно область рабочей (или оперативной) памяти отвечает за обучение, за математические выкладки, за рассуждения. Ее мы применяем, читая предложение или используя любое цифровое приложение. В сущности, рабочая память обрабатывает информацию, которая хранится в кратковременной (малые сроки) или долговременной (длительные сроки) памяти.

Вот небольшое упражнение: посмотрите на пример, затем закройте глаза и выполните его.

Как делать проекты учитывая рабочую память

А затем вновь откройте глаза. Видите? Кратковременная память позволяет вам запомнить, что от вас требуется прибавить 55 к 24. А сами принципы сложения чисел хранятся в долговременной памяти еще со школьных времен, поэтому вы умеете выполнять такие действия. В рабочей же памяти совершается сама операция.

Долговременная память имеет почти безграничную емкость, а вместимость рабочей и кратковременной памяти очень ограничена. Они могут вмещать одновременно от 3 до 5 (4 +/- 1) отдельных единиц информации. Если бы в примере выше следовало сложить 247 и 551, он стал бы намного сложнее. Даже просто удержать в памяти эти числа трудно, не то что совершить над ними какие-либо действия.

Раз рабочая память имеет такие узкие границы, необходимо делать дизайн как можно более интуитивным. Иначе пользователь будет фокусироваться не на своей цели, а на попытках разобраться, как применить ваш продукт.

Каждый дизайнер должен помнить, что в его распоряжении только 4 единицы информации!

На что похож ваш дизайн — на счеты или на калькулятор?

Снова вернемся к примеру со сложением. Представьте, что вам нужно запомнить числа 247 и 551, потому что негде их записать. И для того, чтобы их сложить, у вас есть счеты. Вы, скорее всего, раньше никогда ими не пользовались. Поэтому теперь будет очень сложно удержать в памяти числа, фокус сместится: вы начнете разбираться, как складывать на счетах.

Как делать проекты учитывая рабочую память

Вот почему емкость рабочей памяти ограничена 4 единицами. Всему виной умственное напряжение. Когнитивная (мыслительная) нагрузка. Этот психологический термин буквально означает объем рабочей памяти, необходимый для выполнения задачи.

Представьте теперь, что вместо счетов у вас калькулятор. Вы умеете им пользоваться, поэтому концентрируетесь на удержании в памяти чисел. Само применение прибора происходит интуитивно. Когнитивная нагрузка снижается.

Вот почему дизайн продукта должен быть интуитивно понятным: тогда ограниченная рабочая память не станет расходоваться на ознакомление с ним.

Раз емкость памяти всего 4 единицы, то выходит два варианта:

  • Если рабочая память концентрируется на продукте, то цель работы остается без внимания.
  • Если фокус на цели, то для сложного продукта не остается емкости.

Попытка сконцентрироваться разом и на том, и на другом приведет к умственному переутомлению и увеличит вероятность ошибок.

Смотрим и «понимаем»

Глаза человека — интереснейший орган. В мозгу 30% нейронов относятся к зрительным, 90% передаваемой информации является визуальной. На самом деле глаза — это зрительные анализаторы, продолжение мозга.

Как делать проекты учитывая рабочую память

Глаза мгновенно воспринимают мир вокруг. Если элементы страницы или экрана расположены удачно, можно «понять» их смысл, всего лишь посмотрев. Когда соблюдаются правила информационной архитектуры и визуальной иерархии, когда кнопки и ссылки с первого взгляда дают понять, для чего нужны, — именно тогда глаза могут быстро и правильно воспринять образ того, что видят на экране.

В таком случае мозг освобождается от необходимости «понимать» и «разбираться», а в рабочей памяти больше ячеек выделяется непосредственно под достижение цели.

Важно что бы расположение объектов было по принцыпу теории гештальта. Которую кратко можно выразить фразой Курта Коффки

«Сумма частей не то же самое, что целое»

В обратном случае, если информация на экране расположена неудобно, без соблюдения ключевых принципов, если дизайн не интуитивен, тогда для понимания приходится подключаться мозгу. Используется больше единиц рабочей памяти, возрастает когнитивная нагрузка.

Во время разработки продукта следует помнить, что рабочая память ограничена и драгоценна. Пользователь должен фокусироваться на достижении своих целей, а не на понимании функционала продукта. Пусть «пониманием» занимаются глаза. И всегда нужно спрашивать себя: что у нас получается — счеты или калькулятор?

В зависимости от знаний, опыта и личных особенностей человека этот показатель может колебаться от 3 до 5 (4 +/- 1) единиц. Представьте, что я попрошу вас запомнить по порядку как можно больше букв из набора ФСБГИБДДМВДООН. Это сложно. А если разделить их вот так: ФСБ ГИБДД МВД ООН? Теперь это не проблема. Однако для человека из другой страны или маленького ребенка, который не знаком с этими словами, трюк с разбиением буквенного ряда не сработает. Просто потому, что у них в долговременной памяти не хранится необходимая информация.

Примечание
Исследования психолога Джорджа Миллера показывали, что емкость рабочей памяти — около 7 единиц. Но в 2001 году Нельсон Коуэн доказал, что это утверждение ошибочно, и установил правило 4 ячеек.

Те же принципы работают в сфере дизайна. Пользователи обладают определенным багажом знаний, который могут использовать, взаимодействуя с вашим продуктом. Разработка продукта для людей, рожденных на границе тысячелетий и хорошо знакомых с цифровыми технологиями, отличается от разработки для их бабушек и дедушек.

Кроме того, нужно помнить, что не обязательно большая часть драгоценных 4 единиц рабочей памяти пользователя будет направлена именно на достижение цели. Человек может задуматься о чем угодно или отвлечься на что-нибудь в окружающем мире. Например, представьте, что вы включили Гугл-Карты, находясь в пути. Вам нужно смотреть в них, а еще ориентироваться на дороге, следить за знаками, светофорами и другими водителями. А если вы еще и водите недавно? Это проблема! Перегрузка рабочей памяти.

Теги:

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв

Персональное развитие
Logo
Enable registration in settings - general
Shopping cart