Персонально вам. MINDup Думай лучше - живи лучше.

Грязные секреты потребительства: правда ли, что мы покупаем неправильные вещи?

Любите читать? Нам это нравится. Поделитесь статьей после прочтения.

В этой статье рассказывается о том что вещи и атрибуты богатства, на самом деле не представляют реальной ценности. А большую важность имеют поступки которые совершают люди. Приводятся примеры из книги психолога Джеффри Миллера.

Приятного чтения!

Представьте, что вы заблудились в пустыне. Уже три дня вы на жаре без воды и припасов. Глаза налились тяжестью, ноги еле двигаются. Губы потрескались, но даже не кровоточат от сухости. Вокруг на многие мили только песок, камни и небо над ними. Вы спотыкаетесь и падаете на колени. Это конец? Но поглядите, вдалеке что-то сверкает! Что бы это могло быть?

Что вы бы хотели увидеть прямо сейчас: бриллиант или бутылку воды?

Грязные секреты потребительства: правда ли, что мы покупаем неправильные вещи?

Действительная ценность вещей

В прошлом году на Бали я встретил японца, который однажды шесть недель был бездомным и жил в парке. Там было где поспать, пил он воду из фонтана. Варил цветы и ел их, а для дополнительных калорий покупал в булочной сухари по 10 центов за пакет. Потратил он за эти шесть недель всего пятнадцать долларов.

Выживание обходится дешево.

Пятисотграммовая бутылка воды стоит меньше доллара (вода из крана вообще бесплатная). Сколько же стоит 500 г. бриллиантов? По примерным подсчетам полкило голубых бриллиантов обошлось бы в миллиард с лишним. Так почему же то, что мы не можем съесть, выпить или надеть для тепла, стоит так дорого? Даже начинающий студент-экономист объяснит: «Это закон спроса и предложения. Бриллианты встречаются редко, многие люди хотят их заполучить, поэтому цена на них такая высокая». Отлично. Но всё-таки почему столько людей хотят купить бриллианты?

Ценность и цену делает информация которая храниться в «мозгах»

Автомобиль Hummer H1 Alpha стоит 100 000 долларов с лишним. Расход топлива у него громадный, салон рассчитан всего на четырех человек. Машина эта вовсе не такая уж надежная и безопасная. Так за что же мы платим, в конце концов?

Эволюционный психолог Джеффри Миллер в своей книге « Потрачено: секс, эволюция и поведение потребителей» утверждает, что мы покупаем вещи из-за того, какой сигнал они подают — что они говорят другим о нас.

«Люди развивались в небольших социальных группах, где образ и статус были важны не только для выживания, но и для того, чтобы привлекать сексуальных партнеров, производить впечатление на друзей, воспитывать детей. В наши дни мы окружаем себя товарами и услугами в первую очередь чтобы впечатлить других людей, а не чтобы насладиться тем, что обладаем куском материи. Таким образом, термин «материализм» в отношении потребительства скорее сбивает с толку. Очень многие продукты сначала являются сигналами, а уже потом — материальными объектами. Мы социализированные приматы, и наш большой мозг эволюционировал с главной социальной целью — чтобы мы могли хорошо выглядеть в глазах других».

Хаммер привлекает именно своей бессмысленной ценой. Он показывает всем, что у нас есть лишние деньги. И так же точно бриллиант ценен не как вещь — инопланетяне, может быть, выбросили бы его, как обычный камешек. Нет, для нас представляет интерес информация о бриллиантах, которая хранится в мозгу. По словам Джеффри Миллера, «потребительский капитализм основан не на материализме, а на семиотике (науке о знаковых системах). В центре внимания здесь психологический мир знаков, символов, образов и торговых марок, а не физический мир материальных предметов. Маркетологи понимают, что продают не сам стейк, а его шипение на углях. Когда стейк шипит под премиальной торговой маркой, он приносит намного больший доход. А стейк сам по себе — это низкорентабельный товар, которому место на прилавке мясника».

Удивительно, зачем компания BMW нацеливает рекламу на детей, у которых нет собственного дохода. Однако их маркетологи все делают правильно — они не продают машины, а заставляют поверить, что эти машины имеют ценность. Они производят сигнал.

Биологические достоинства

Пока что доводы Джеффри Миллера были интуитивно понятны. Конечно, порой мы покупаем что-то для пользы или собственного удовольствия. Но чаще мы разъезжаем на спортивных автомобилях или наносим макияж, — можем признавать это или спорить — для того чтобы донести послание. И вот здесь то, о чем говорит Миллер, становится действительно интересным.

На первый взгляд кажется, что нас привлекают богатство, статусность, эстетический вкус. Однако не они являются истинной целью. Деньги или статус легко потерять. На самом деле ценятся более устойчивые качества, которые называются биологическими достоинствами.

«Нельзя сказать, что у человека в ходе эволюции показатели пригодности развивались, чтобы демонстрировать наличие денег, карьерный статус или авангардный вкус. Все эти феномены появились сравнительно недавно по меркам эволюции — за десять тысяч лет до наших дней. Вместо этого мы стараемся показывать другие ключевые качества — те стабильные черты, которые отличают нас от других и наиболее полно демонстрируют социальные возможности и предпочтения. Сюда относятся физические особенности: здоровье, плодовитость, привлекательность. Личные качества: добросовестность, приятность в общении, открытость новому. А также умственные особенности, включающие общий уровень интеллекта. Именно эти биологические достоинства люди стараются демонстрировать, подсознательно ожидая, что они привлекут уважение, любовь и поддержку от друзей, партнеров и союзников» (Джеффри Миллер).

Представьте, к примеру, двух людей:

  1. Парня, который, приняв на грудь воскресным утром, купил лотерейный билет и выиграл 400 миллионов долларов.
  2. Умного, трудолюбивого ветеринара, у которого денежные трудности, потому что он каждый месяц оплачивает химиотерапию больной матери.

С кем из них вы бы охотнее подружились?

Мы стараемся найти людей, которые действительно умеют заботиться, а не только кажутся заботливыми. То есть мы ищем в людях их глубинные качества, а не поверхностный образ. Вот и очередной поворот сюжета.Мы покупаем дорогие бренды вроде Lacoste, Lancome и Lamborghini, чтобы произвести и распространить сигнал для других людей. Мы можем держаться неестественно или завести поддельную страничку на сайте знакомств. Или же есть вариант транслировать честные сигналы, выбирая качественную марку одежды или хороший кофе, чтобы другие любители этих вещей увидели, что наши интересы сходятся.

Другими словами, Миллер утверждает, что все эти приемы не работают.

Наверное, не в бренде дело

Представьте себе: вы одинокая девушка двадцати с небольшим лет.

Сейчас 11 вечера, и вы на станции метро ждете своего поезда, чтобы вернуться домой. Выше на ступеньках вы замечаете пожилую женщину и молодого человека. У женщины тяжелый чемодан, она сгорбилась и запыхалась, пытаясь затащить его по лестнице. Парень подходит к ней и забирает тяжелую ношу, говоря: «Я это возьму». Дама тянет чемодан на себя и отвечает: «Все в порядке, мне не нужна помощь». Молодой человек говорит с улыбкой: «Кто сказал, что я помогаю? Я грабитель и собираюсь утащить ваш чемодан в свое логово наверху этой лестницы». Пару секунд женщина в замешательстве, а потом начинает хихикать: «Ужасная шутка».

Парень забирает чемодан, и они вдвоем с пожилой женщиной поднимаются по лестнице.

И здесь для нас неважно, какой марки этот парень носит свитер или кто произвел его часы. Важно то, что он сделал: несколько секунд на ступеньках рассказали нам о нем намного больше, чем любой товар.

Именно это Миллер называет грязным секретом потребительства:

«Нам прекрасно удается оценивать важные человеческие качества просто в ходе разговора, а те товары и услуги, которые мы приобретаем и демонстрируем, часто не пригождаются или даже мешают».

Если мы используем товары для распространения ложного сигнала, то на короткий срок сможем кого-нибудь обмануть. И это подарит нам поцелуй или второе свидание. Но со временем нас все равно выведут на чистую воду.

Человек — это животное.

Миллионы лет эволюции подарили нам мощные «детекторы ерунды», с помощью которых мы отсеиваем обманщиков и притворство. А все потому, что распознавание ерунды было вопросом жизни и смерти. «Подтяжка лица за 15 тысяч долларов может устранить морщины и обвисания на лице, благодаря чему женщина в 55 лет будет выглядеть на 35. Однако этой операции не под силу скрыть другие следы возраста — например, на шее или руках. Наши социально-перцептивные системы, ответственные за определение ключевых качеств, трудно обмануть, потому что они оттачивались в ходе длительной эволюции. Они научились собирать максимально возможное количество данных о теле, лице, языке и поведении других людей, что делает их очень эффективными».

Настоящие длительные отношения основываются на качествах, которые не купить за деньги. А чтобы распознать эти качества, нужно всего лишь делать то, что мы всегда делали. Миллер считает, что за миллионы лет человек научился демонстрировать свои психические и нравственные качества посредством языка, искусства, великодушия, творческих способностей и мировоззрения. И все это мы умеем делать без помощи полномочий, статусов, карьеры и засилья товаров. Самыми ценными качествами наделила человека его ДНК, и эти свойства естественным образом демонстрируют наши достоинства другим людям.

Основная потребительская иллюзия

Грязные секреты потребительства: правда ли, что мы покупаем неправильные вещи?

По мнению Миллера, основная потребительская иллюзия состоит из двух заблуждений:

  1. Товары могут восполнить наши недостатки. Мы верим, что покупаемые блага способны скрыть наши физические и психические слабости. Однако люди умеют распознавать такие недостатки при длительном общении.
  2. Товары лучше продемонстрируют другим наши истинные качества. Нам кажется, что блага будут поддерживать наш сигнал, рассказывая другим о том, кто мы такие. Однако лучше всего о нас расскажут действия: общение, объятия, помощь.

И к чему мы пришли?

Если Миллер прав и наши попытки передавать ложные сигналы через потребительство обречены на провал, то как лучше управляться с собственной жизнью? Если Мерседес или дорогой макияж не в силах подарить нам любовь, дружбу и счастье, то куда есть смысл девать деньги?

Очень трудно подделать то, кто мы на самом деле. Так что стоит перестать притворяться. Поменять дорогую машину на практичную, а в свободное время научиться лучше общаться, рассказывать веселые шутки, заботиться о слабых, противостоять трудностям.

Must Read

Разоблачение великого экстрасенса Вольфа Мессинга

Этого человека и по сей день считают одним из самых знаменитых гипнотизеров и телепатов мира. Кто-то видел в нем святого, другие — одержимого дьяволом, третьи...

Как управлять эмоциями и не оказаться в такой ситуации

Негативные эмоции часто задвигаются человеком в дальний угол – он старается их подавить. Или, напротив, выражает их слишком сильно. Нужно учиться правильно избавляться от...

Садхгуру о том, что он думает по поводу курения марихуаны

  Духовный искатель спрашивает Садхгуру о том, что он думает по поводу курения марихуаны. Садхгуру объясняет причины, по которым люди начинают употреблять марихуану, а также...