« Невозмутимость перед тем, что происходит от внешней
причины, справедливость — в том, что делается по причине,
исходящей из тебя самого. Иначе говоря — устремление и деяние,
завершающееся на самом общественном делании как отвечающем
твоей природе. »~Марк Аврелий,« Размышления » , 9.31
Марк Аврелий считал, что из четырех стоических добродетелей (мудрость, бодрость, умеренность, юстиция) справедливость была самой важной. Для него это было «источником всех других добродетелей». В конце концов, насколько впечатляет мужество, если речь идет только о личных интересах? Что хорошего в мудрости, если не использовать ее для всего мира?
Чтобы понять добродетель справедливости, мы должны взглянуть на Цицерона, который согласился с Марком в том, что «справедливость — венец добродетелей».
Summum Bonum было выражением Цицерона, великого римского оратора. На латыни оно означает «высшее благо». Цицерона уважали за то, что он жил этими словами.
Когда Цицерон был римским сенатором, он и другие стоики не рассматривали справедливость в юридическом смысле, как мы часто используем ее сегодня. Для них это было гораздо более широким охватом взаимоотношений и обязанностей перед собратьями.
Справедливость согласно Цицерону, « требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. ». Можно суммировать:
- Это никто не причиняет вреда другому.
- Мы не рождены для себя одного.
- Люди были созданы ради людей, чтобы они могли делать добро друг другу.
- Мы должны руководствоваться природой, чтобы внести свой вклад в общее благо.
- Добросовестность, стойкость и правда.
Полезно, говорит он, подумать, что значит действовать несправедливо. Все просто: все, что наносит вред или наносит вред другому существу. «По большей части, — объясняет Цицерон, — мужчин заставляют ранить других, чтобы получить то, чего они желают».
Это, пожалуй, самая радикальная идея во всем стоицизме: симптия — вера во взаимозависимость всего во вселенной, что мы все едины. Это подчеркивается во всех стоических текстах.
«То, что травмирует улей, травмирует пчелу», — сказал Марк Аврелий .
Любимый философ Марка, учитель-стоик Эпиктет , сказал:
«Поиск самого лучшего в себе означает активную заботу о благосостоянии других людей».
Прежде чем ты уйдешь:
Загляни в эту статью: Наивысшее благо №1 мудрость: важный принцип стоицизма